Размышления о кризисе. D’
Апрель 12, 2010
Кирилл Бушуев
Что говорили экономисты и участники финансовых рынков о стимуляции и дестимуляции российской экономики на инвестиционном форуме ММВБ 2010
Бернард Сачер
глава Merrill Lynch в России
Мне грустно говорить, но, несмотря на то что иностранные инвесторы имеют довольно большую долю на российском рынке, они не думают о развитии экономики. Их цель — заработать деньги, а не инвестировать. Причин инвестировать просто нет. Вложения в российский фондовый рынок носят исключительно спекулятивный характер. По сути, это вложение в нефтяной рост. Крупные инвестиционные банки так говорят постоянно. Я в России потому, что растет нефть. На российском рынке я работаю уже 12 лет, и за все это время я не видел, чтобы кто-то пытался реализовать ту задачу, о которой мы постоянно говорим. А именно построить рынок долгосрочного внутреннего фондирования. Такой класс инвесторов в России просто отсутствует. Кризис, который начинался в России в августе полтора года назад, не был связан с падением нефти. Это начиналось с падения Lehman Brothers в США. А в России просто не было ликвидности на рынке, потому что рост экономики продолжался десять лет.
После первого кризиса в 1998 году номинальный ВВП был порядка $300 млрд. В 2008-м этот показатель был порядка $1,8 трлн. А за счет чего получился этот рост? «Плечо» иностранных инвесторов на тот момент составляло порядка $700 млрд. А долг российских банков был примерно $500 млрд. Так как на рынке не было денег, то любые продажи даже небольших пакетов акций обрушивали котировки. А если случался массовый маржин-колл, то останавливали торги. Одновременно невелики коллективные инвестиции.
Менять нужно в первую очередь политику пенсионных фондов, развивать рынок облигаций. А иностранные инвесторы здесь просто чтобы зарабатывать, они никогда не станут «долгосрочниками».
Олег Вьюгин
председатель совета директоров МДМ-банка
Мой коллега сказал совершенно верно. Проблема отсутствия коллективных инвестиций есть в нашей системе. Мы выстраиваем экономику «плеча», так как это выгоднее, чем стимулировать долгосрочные инвестиции. Такая модель продолжает диктовать условия поведения участников рынка.
Также инвесторы не понимают, какая бюджетная политика будет реализована в стране. Инфляция снизилась в силу обстоятельств, а не потому, что было что-то сделано целенаправленно. Упал спрос на товары и услуги, а в этом случае трудно рассчитывать на рост цен. В связи с тем что в экономике применяются методы регулирования, нацеленные на краткосрочные результаты, российские инвесторы ведут себя соответствующим образом. А вот иностранные инвесторы, которые здесь зарабатывают, пользуются очень хорошими, длинными источниками фондирования.
Константин Корищенко
генеральный директор ММВБ
Сейчас на рынке довольно много частных инвесторов, и количество их увеличивается. Замечу, что вовлечение частных инвесторов на финансовые рынки — это мировая тенденция, которая проявляется и в России. Здесь их число приближается к 1 млн, и следует разобраться, в чем же причина склонности людей к краткосрочным операциям. Долгосрочные инвесторы начиная с периода приватизации были дестимулированы ростом инфляции и системой налогообложения. У них просто не было основания для накопления капитала внутри страны. Я считаю, что необходимо стимулировать различные формы долгосрочного инвестирования с помощью налоговой системы.
Игорь Кан
заместитель председателя правления ООО «Морган Стэнли банк»
Сначала нужно научиться доживать до старости, до пенсии, а потом появятся и пенсионные фонды. Подумайте: средняя продолжительность жизни мужчин в РФ составляет 62 года, а пенсионный возраст начинается в 60 лет. Кроме того, что большинство людей не доживают до старости, они не могут инвестировать на фондовом рынке, так как не имеют для этого средств. Только наши олигархи вполне долгосрочные инвесторы. Именно они стали первыми покупателями на фондовом рынке в феврале 2009 года, которые скупали российские компании.
Анатолий Гавриленко
председатель наблюдательного совета ГК «Алор»
Вот вы говорите о том, почему не развит рынок отечественных инвестиций, но посмотрите на такие факты. Во время последнего кризиса иностранный капитал не пострадал. Все, кто кредитовал наши стратегические компании, например «Норникель», получили все вовремя из государственных средств. А вот остальным кредиторам долги реструктурировали. Некоторые компании по своим обязательствам с иностранцами расплатились, а с нами — нет. На этом фоне странно слышать заявления иностранных инвесторов, которые говорят о том, что в 1998 году много потеряли. Они что, рассчитывали делать по 150% в год на ГКО постоянно?!